Русский (Russian Federation)English (United Kingdom)

«ИМАФ-Евразия»

imaf-eurasia@mail.ru 

Четверг, 21 Ноябрь 2024
История дзюдо

В феврале того 1882 года Кано с несколькими своими учениками открывает собствен­ную школу в храме Эйседзи. Это и был всемирно известный ныне Кодокан, «Институт изучения гибкого пути», который тогда разместился в четырех помещениях. Самое  большое - площадью 4хб м - отвели под додзе. В первый год существования школы в ней было лишь девять учеников. У начинаю­щего преподавателя не хватало средств  для оборудования даже самого небольшого помещения. Необходимую сумму Кано получил за перевод с английского языка книги "Трактат по этике", сделанный по заказу министерства образования.

Дата открытия Кодокана отождествляется с днем рождения дзюдо - самобытной сис­темы воспитания японской молодежи, созданной Дзигоро Кано на базе древнего дзю-дзюцу. Кано уже давно влюбился в дзю-дзюцу и верил, что его необходимо сохранить как культурную драгоценность Японии; однако он был убежден и в том, что дзю-дзюцу следует приспособить к современным условиям. Он чувствовал, что основополагающие принципы дзю-дзюцу следует систематизировать в форме Кодокан Дзю-до, дисциплины разума и тела, воспитывающей мудрость и добродетельную жизнь. Сравнивая дзю-дзюцу с Хи-наянои, «малой колесницей» с ограниченным размахом, он уподобил Кодокан Дзю-до Махаяне", «великой колеснице», охватывающей как личность, так и общество в целом. «Если труд человеческого существа не приводит к благу общества, — говорил Кано, — жизнь этого человека тщетна». “Я начал с того, что стал систематизировать лучшие приемы джиу-джитсу. Я добавил к ним еще и свои и придал им иной смысл. Так возникла новая система, сочетающая в себе духовное и физическое начала”. Свою новую борьбу Дзигоро Кано назвал дзюдо. “Дзю” означает мягкий, скромный, “до” - путь, манеру держаться, точку зрения или склад ума. Таким образом, дзюдо - мягкая, скромная манера держаться, отражающая отношение дзюдоиста к сопернику и к жизни. Додзе примыкал к главному залу храма, где на стенах висели деревянные таблички, посвященные памяти умерших. Нередко, когда борьба проходила чересчур интенсивно, сотрясение пола вызывало постукивание табличек. По вечерам это напоминало танец таинственных духов. В этой необычной обстановке звуки падающих дощечек, а порой и треск сломанных половиц, которые не выдерживали натиска падающих тел, приводили в трепет редких прихожан. После тренировок сам наставник Кано лез под пол, обвязав голову полотенцем, чтобы уберечься от густой паутины, укреплял балки и заменял сломан­ные половицы. На следующий день все повторялось.

ПРИНЦИПЫ ДЗЮДО

Основав “Кодокан”, Дзигоро Кано стал посредством дзюдо создавать систему воспитания человека. Он рассматривал борьбу дзюдо прежде всего как средство воспитания, а не как одну из форм времяпрепровождения.

“Дзюдо - это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю”, - так писал Дзигоро Кано, выражая главное направление своей системы воспитания.

Дзигоро Кано установил, что все поступавшие в “Кодокан”, должны были давать торжественную клятву, состоящую из следующих пунктов:

1. Раз я решил посвятить себя борьбе дзюдо, то не откажусь от занятий без серьезных на то оснований.

2. Своим поведением я обещаю не уронить достоинство “Додзе” (зала дзюдо).

3. Я никогда не выдам секретов школы непосвященным и только в крайнем случае буду брать уроки где-либо в другом месте.

4. Обещаю не давать уроки без разрешения на то моего учителя.

5. Клянусь в течение всей моей жизни уважать правила “Кодокана”, сейчас как ученик, а позже как преподаватель, если я им стану.

Не сразу Дзигоро Кано пришел к основным принципам своей системы. Знаменитая формула Дзигоро Кано, изложенной в инструкции “Кодокана”:

Предположим, что сила одного человека измеряется в единицах. Мой партнер, скажем, располагает силой, равной 10 единицам. Сам я значительно меньше и слабее его, обладаю силой, равной 7 единицам. Если он будет давить на меня своей силой, то, естественно, я уступлю или даже упаду. Но если я буду с той же силой, с какой он наступает, уходить от его захватов, то есть маневрировать, то он вынужден будет наклоняться в мою сторону и тем самым потеряет равновесие. В этом новом положении он тоже будет слабым. Разумеется, сила его останется при нем, но использовать ее в этот момент он не сможет. Он потерял точку опоры. И теперь у него осталось из 10 единиц силы только 3. Я же, не потеряв равновесия, сохраняю также все свои 7 единиц силы. На какой-то момент я становлюсь сильнее своего противника, и вот тут-то я и должен его победить, не затрачивая на это больших усилий”.

Большое значение Дзигоро Кано придавал достижению максимального результата. Это означает, что целью борьбы дзюдо является достижение лучшего результата с применением минимума усилий. Он говорил:

“Максимальный результат - фундамент, на котором стоит все здание дзюдо. Более того, этот принцип полностью может быть использован и в системе физического воспитания. Его можно также использовать для развития умственных способностей во время занятий, а также при воспитании и формировании характера. Можно добиться, что этот принцип будет иметь влияние на манеры человека, на то, как он одевается, живет, на его поведение в обществе и отношение к окружающим. Словом, этот принцип может стать искусством жизни”.

В 1884 году Кано удалось выстроить додзё побольше (хотя его размеров все еще хватало только на двенадцать матов) и установить регулярные дни открытых соревнований. К этому времени постепенно сформировалась классификационная система — первоначально в ней было три начальных уровня (кю) и три уровня для мастеров (дан). Дзёдзиро Томита (1865—1937) и Сиро Сайго (1866— 1922) стали первыми тренерами, удостоенными ранга сёдан.В массовом сознании существует заблуждение, что вожделенный черный пояс является наиболее престижным. На самом деле высшее мастерство (по большому счету -знание) отмечается поясом красного цвета. Хотя сам Дзигоро Кано под конец жизни сно­ва надел белый пояс, подчеркнув тем самым глубину и безграничность секретов создан­ного им же боевого искусства. До сих пор в Европе пользуются следующей цветовой гаммой, позволяющей определить уровень мастерства дзюдоиста, глядя на его пояс Вначале идут шесть ученических степеней: 

  1. б кю - белый пояс
  2. 5 кю - желтый пояс
  3. 4 кю -оранжевый пояс
  4. 3 кю - зеленый пояс
  5. 2 кю - синий пояс
  6.  I кю - коричневый пояс

Далее следуют 10 мастер­ских степеней - данов: обладатели первых 5 данов носят пояса черного цвета, которые различаются количеством поперечных белых нашивок у конца пояса, 6-8 дан - пояса красно-белые, 9-10 дан - пояса красного цвета.

Примерно в то же время Кано ввел кан-гэйко, «тренировку при холодной погоде», — тридцатидневку особых зимних тренировок с четырех до семи часов утра.К 1885 году число желающих обучаться у него возросло до пятидесяти четырех человек; к нему обратилось даже несколько иностранцев. Первыми его иностранными учениками стали, судя по всему, два брата Истлэйк из Соединенных Штатов (долго они не продержались, но в 1899 им на смену пришел профессор Лэдд из Принстонского университета, который провел в Кодокане десять месяцев серьезных тренировок). В 1866 году Кано вновь переехал, на сей раз в Фудзими-тё, и там ему удалось построить прекрасное здание на сорок матов — в том году к нему записались девяносто девять учеников. В додзё при Фудзими-тё ученики с уровнями дан впервые начали носить черные пояса как знак своего статуса. Мастерам Кодокан, достигшим уровня "черного пояса", вменялось в обязанность изучение традиционных способов оказания первой помощи при травмах. Способы эти имеют мало общего с европейской медициной. Они целиком и полностью основаны на теории акупунктуры, а точнее, акупрессуры, частично заимствованной с континента наставниками старых школ дзю-дзюцу.

В Японии различные методы реанимации человека, находящегося в шоковом состоянии, получили название "каппо" - от слов "кацу" ("оживлять") и "хо" ("способ"). В былые времена способы каппо держались в строжайшем секрете. Вполне естественно, что человек, получивший представление о наиболее восприимчивых точках тела, мог использовать свои познания не только для излечения. Освоение каппо всегда шло параллельно с освоением агрессивной системы саппо (поражение уязвимых точек, влияющих на жизненные центры), ныне полузабытой и в спортивной борьбе, разумеется, не применяемой. Это и объясняет требование Кано приобщать к каппо лишь спортсменов высокого класса, достигших заметных успехов в области духовного самосовершенствования.

 

Дзю-до как физическое образование

 

Цель физического образования, говорил Кано, заключается в том, чтобы сделать тело «сильным, полезным и здоровым». Далее, в процессе физического образования все мышцы тела должны развиваться симметрично. Прискорбно, по словам Кано, что большинство видов спорта обычно развивают лишь определенные группы мышц и пренебрегают другими. В результате возникает физическая неуравновешенность. Кано разработал для занимающихся дзю-до определенный набор разогревающих упражнений, развивающих все мышцы тела. Кроме того, необходимы регулярные практики как ката, так и рандори. Ката, которые нужно выполнять как право, так и левосторонними, несут в себе основы атаки и обороны. С другой стороны, рандори представляет собой тренировку в вольном стиле. В обоих случаях все движения должны выполняться согласно принципу сэйрёку дзэн-ё — «наиболее эффективное использование силы».

Дзю-до как спорт

Рандори является основой состязания в дзю-до, спортивным элементом системы Кано. Летальные приемы в нем запрещены, и противники пытаются одержать чистую победу благодаря отточенной технике, наиболее эффективному использованию энергии и надлежащего чувства времени. Рандори представляет собой, таким образом, проверку прогресса человека в освоении этого искусства и позволяет ученику оценивать, насколько хорошо он способен действовать в сравнении с другими. Отмечая важность рандори, Кано особо подчеркивает, что соревновательность является лишь частью системы Кодокан Дзю-до, и ее значение не следует переоценивать.

Дзю-до как этическая подготовка

Обучение Кодокан Дзю-до, по мнению Кано, помогает человеку стать более бдительным, уверенным в себе, решительным и сосредоточенным. Еще более существенно то, что Кодокан Дзю-до рассматривалось как средство обучения применению другого важнейшего принципа Кано — дзита кеэи, «взаимопомощь и сотрудничество». В применении к общественной жизни, принципы Кодокан Дзю-до — прилежность, гибкость, экономичность, хорошие манеры и этичное поведение — являются огромным благом для всех.
В своих лекциях Кано, кроме того, выделил Пять Принципов дзю-до в повседневной жизни:
1. Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами собственной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим.
2. Владей инициативой в любом начинании.
3. Осмысливай полностью, действуй решительно.
4. Знай, когда следует остановиться.

5. Придерживайся среднего между радостью и подавленностью, истощением и ленью, безрассудной бравадой и трусостью.

В1906 году Кодокан вновь расширяется; на сей раз он переезжает в додзё на двести семь матов в районе Симо-Томисака-тё. Примерно в то же время стандартом становится дзю-до-ги (форменная одежда дзюдо) в том виде, в каком она известна нам сегодня (прежде брюки часто были очень короткими, а куртки шились по самым разным образцам). В 1908 году японский парламент принимает закон об обязательном обучении кэн-до или дзюдо в средних школах.

 Программа Кодокана, который ныне располагается на улице Косуга в районе Буки-нье и представляет собой семиэтажное здание с самым большим в мире додзе (1000 кв.м), с пятью малыми и средним  залами, где одновременно могут заниматься не­сколько сот человек, с собственным научно-исследовательским институтом, включает и несколько комплексов боевых приемов и самозащиты для мужчин и женщин. Теория различает 10 способов атаки (кобо-ити), когда противник:

1) намерен ступить вперед;

2) намерен ступить назад;

3) пытается отойти влево или вправо;

4) намерен <войти в прием>, который он хочет провести;

5) напряжен и жестко зафиксирован;

6) двигается хаотически и поспешно, движения опережают мысли;

7) начал выполнение приема;

8) попытался применить прием, но это ему не удалось, или же когда он изменил свое намерение;

9) поняв невозможность проведения приема, пытается вернуться в первоначальное положение;

10) вернулся в первоначальное положение.

Много бросков основываются на непроизвольной реакции брошенного, заключающейся в нескоординированном движении. Следует подчеркнуть, что в этом искусстве можно достичь высокого технического уровня, делающего возможность падения без каких-либо последствий.  Существует 3 раздела техники дзюдо - нагэ-вадза - техника бросков, катамэ-вадза - техника удержания, болевых приемов и удушений на земле и атэми-вадза - техника ударов в уязвимые точки человеческого тела, что же касается отдельных приемов, то можно сказать, что их неисчислимое количество. Эти виды техники отрабатываются в виде рандори - учебных схваток и ката - фиксированных парных форм, причем отдельные приемы представляют собой очень сложные действия. 

Если проанализировать и обобщить все эти технические приемы, разделяемые на множество видов и имеющие множество вариантов, мы поймем, что во всех них используются единые базовые действия (кихон доса). В качестве таких основ обычно указывают на:

1) сисэй (позиция, положение тела) и кумиката (классическая техника захвата);

2) синтай (передвижения вперед и назад) и тай-сабаки (повороты, развороты);

3) тикара-но схо (способы ис-пользования силы);

4) кудзуси (выведения из равновесия);

5) цу-кури (подготовка приема) и какэ (проведение приема);

6) укэми (приемы самостраховки) и др.

В любом виде спорта подчеркивается важность основ. 

 

На сегодняшний день классическая техника Кодокан дзюдо включает в себя 67 приемов 5 техник борьбы в стойке:

 

1 техника бросков руками (15)

2 техника бросков корпусом (11)

3 техника бросков ногами (21)

4 техника бросков с предварительным падением атакующего на спину (5)

5 техника бросков с предварительным падением атакующего на бок (15)

 

и 19 приемов 3 техник борьбы в партере:

 

1 техника удержаний (7)

2 техника удушающих приемов (12)

3 техника болевых приемов (10)